Не является секретом, что территориальные налоговые органы вызывают налогоплательщика посредством направления ему уведомления в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 31 НК РФ, указывая на необходимость явки в инспекцию не просто для дачи пояснений, но и для участия в комиссиях по легализации налоговой базы, обязания налогоплательщика представить документы и уточненные налоговые декларации.
Однако теперь появилась надежда, что вызовы по таким основаниям могут существенно сократиться, а возможно прекратиться совсем, поскольку ФНС России выпустила письмо от 02.12.2021 № ЕА-4-15/16838,в котором обращено внимание инспекций на необходимость строгого соответствия уведомления утвержденной форме, а также на недопустимость направления налогоплательщикам уведомлений о вызове в налоговый орган, содержащих:
В письме в качестве нарушения упомянуто и отсутствие в уведомлениях подробного описания оснований вызова, поскольку, по мнению Федеральной налоговой службы это «не только лишает возможности и права налогоплательщиков подготовиться к представлению конкретных пояснений и подтверждающих документов, но и ведет к необоснованным трудозатратам и неэффективности проведения должностными лицами налоговых органов мероприятий налогового контроля, а также к формированию у налогоплательщиков отрицательного отношения к налоговым органам в целом».
Одновременно Службой указано на неправомерность проведения комиссий по легализации налоговой базы, вследствие отмены писем ФНС России, регламентировавших организацию их работы.
Но, несмотря на императивный характер письма, в котором ФНС России обязывает территориальные налоговые органыобеспечить его применение, к сожалению, имеются основания полагать, что направление налогоплательщикам уведомлений не в полной мере соответствующим законодательству не исключается и впредь, как минимум потому, что фискалы даже без злого умысла, гипотетически могут направить такое уведомление «по старинке».
По общему правилу, выполнение требований и актов налоговых органов обязательно при условии их законности и обоснованности, при этом, налоговым законодательством гарантирована защита прав и законных интересов налогоплательщиков.
Для оценки правомерности уведомления о вызове в инспекцию, а также, при наличии сомнений в законности иных действий/бездействия, ненормативных актов налоговых органов и их должностных лиц налогоплательщикимогут обратиться за разъяснениями и консультацией в Аудиторскую фирму «Стандарт-Аудит», специалисты которой обладают большим практическим опытом и теоретическими знаниями в сфере налогового законодательства.
С уважением,
ООО АФ «Стандарт-Аудит»
В рамках проявления должной осмотрительности налогоплательщик в первую очередь должен проверить контрагента на предмет: его общей и специальной дееспособности, посредством получения выписки из ЕГРЮЛ (интернет - сайт www.nalog.ru), запроса у контрагента учредительных и уставных документов; получения документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента
С 1 июля 2021 года вступили в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие условия признания налоговой декларации в качестве«непредставленной».
394036, г.Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 80, оф. 4., Телефон: (473) 20-20-510