С 1 июля 2021 года вступили в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие условия признания налоговой декларации в качестве«непредставленной».
Согласно внесенным поправкам декларация считается непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- подписание декларации неуполномоченным лицом;
- подписание декларации дисквалифицированным физическим лицом, которое имеет право без доверенности действовать от имени налогоплательщика;
- наличие в Едином государственном реестре ЗАГС сведений о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;
- наличие в ЕГРЮЛ информации о недостоверности сведений в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика и подписавшего налоговую декларацию;
- наличие в ЕГРЮЛ сведений о внесении записи о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа).
Установивхотя бы одно из вышеперечисленных обстоятельств, налоговый орган в пятидневный срок должен будет уведомить налогоплательщика о том, что налоговая декларация считается непредставленной.
Также самостоятельным основанием для признания декларации непредставленной с 1 июля 2021 года является обнаружение налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениямпоказателей налоговой декларации по НДС, определенным ФНС России (письмо от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@).
При выявлении такого «порока»налоговый органне позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, направит налогоплательщику соответствующее уведомление, на которое он обязан представить налоговую декларацию с устраненным несоответствием контрольным соотношениям в пятидневный срок с даты направления указанного уведомления.(Внимание!Важно отсчитывать указанный пятидневный срок именно с даты направления налоговым органом соответствующего уведомления, а не с даты его получения налогоплательщиком).
При соблюдении данного условиятакая «откорректированная» декларация будет считаться представленной без нарушения сроков.
В то же времястатус налоговой декларации «непредставленная» может повлечь для налогоплательщика такие негативные последствия, как привлечение к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, санкциякоторой предусматривает штраф в размере 5 процентов неуплаченного налога, но не более 30 процентов суммы налога и не менее 1 000 рублей, а в случае непредставления налоговой декларации в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока возможно приостановление расходных операций по счетам в банках.
В заключении обращаем внимание налогоплательщиков, что все вопросы, касающиеся процедуры признания налоговой декларации «непредставленной» применимы исключительно по отношению к налоговым декларациям, представляемым после 1 июля 2021 года.
______________________________________________________________________
Принимая во внимание ужесточение фискального контроля со стороны государства, вопрос защиты прав и законных интересов налогоплательщиков в настоящее время актуален, как никогда. К сожалению, налоговые органы и их должностные лица зачастую злоупотребляют своими правами при реализации возложенных на них полномочий, что, в свою очередь обусловливает необходимость разработки стратегии защиты налогоплательщиков от претензий налоговых органов, иногда вступающих в противоречие с законодательством.
Большой практический опыт и теоретические знания специалистов ООО АФ «Стандарт-Аудит» в сфере налогообложения, а также иных отраслях права позволят минимизировать риски налогоплательщиков при проведении в отношении них мероприятий налогового контроля.
Специалисты ООО АФ «Стандарт-Аудит» окажут услуги по сопровождению споров между налогоплательщиками (физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, организациями) и налоговыми органами, в том числе, в виде:
- консультирования по вопросам, связанным с налогообложением и применением налогового законодательства Российской Федерации;
- разработки тактики и стратегии защиты при проведении мероприятий налогового контроля;
- сопровождения при проведении мероприятий налогового контроля (допросы, выемки, осмотры, иные мероприятия, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации);
- сопровождения при проведении выездных и камеральных налоговых проверок;
- подготовки правовых заключений по вопросам применения налогового законодательства;
- подготовки ответов на требования налоговых органов, оценки законности таких требований;
- подготовки возражений на акты налоговых проверок (камеральных, выездных, а также актов, составленных в порядке статьи 101.4 НК РФ);
- обжалование решений и иных ненормативных правовых актов налогового органа, а также действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов как в досудебном, так и в судебном порядке.
Не является секретом, что территориальные налоговые органы вызывают налогоплательщика посредством направления ему уведомления в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 31 НК РФ, указывая на необходимость явки в инспекцию не просто для дачи пояснений, но и для участия в комиссиях по легализации налоговой базы, обязания налогоплательщика представить документы и уточненные налоговые декларации.
В рамках проявления должной осмотрительности налогоплательщик в первую очередь должен проверить контрагента на предмет: его общей и специальной дееспособности, посредством получения выписки из ЕГРЮЛ (интернет - сайт www.nalog.ru), запроса у контрагента учредительных и уставных документов; получения документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента
394036, г.Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 80, оф. 4., Телефон: (473) 20-20-510